Пирография как домашний бизнес

В целом приборы для пирографии в зависимости от вида рабочей части (наконечника) подразделяются на две категории: приборы с твердой насадкой и постоянным температурным режимом и приборы с проволочным пером с регулируемой температурой воздуха. Хотя оба типа разработаны для того, чтобы выполнять одинаковую работу, они отличаются друг от друга.

Пирографические приборы с твердыми насадками. Такие приборы стоят примерно в три раза дешевле, чем прибор с проволочным пером, или даже еще меньше. Они по внешнему виду во значительном похожи на паяльник, но сконструированы специально для сжигания по дереву (рис. 4). Найти подобный прибор отечественного производства довольно сложно, зато в продаже есть немало импортных инструментов, в том числе недорогих китайских.

Рис. 4. Пирографический прибор с твердыми насадками: а – пирограф; б – косая насадка; в – писчая (каллиграфическая) насадка; г – плоский ретушер; д – ложкообразный ретушер; е – пример насадки с печатью (стереотипом)

Чтобы представить себе, как узор будет располагаться на бревне, можно напечатать его сначала на листочке бумаги, смочив печать чернилами на обычной штемпелевальной подушечке. Обычно сама печать вырезана или закреплена на участке вставного наконечника, что позволяет оперативно менять инструмент (и соответственно – узор). Способов изготовления может быть несколько.

Печать может быть вырезана на конце полоски из жести или листовой латуни. Затем полоску нагибают по диаметру насадки, а печать загибают под углом 90° (рис. 5, б ). Такой цилиндр со стереотипом на конце надевают на твердую насадку пирографа или вышепоименованного знака (рис. 5, в ).

Рис. 5. Штампы для пиротипии: а – устройство цангового знака со съемными наконечниками; б – использование сменных стереотипов; в – фрагменты разверток стереотипов из гибкой металлической полоски и процесс изготовления одного из них; г – штампики из прямых труб; д – штампики из труб с выступами, отогнутыми под прямыми углами к побочным плоскостям.

Еще один вид стереотипов делают из латунных или красновато-желтых (хуже – стальных) труб, внутренний диаметр которых позволяет плотно насаживать их на наконечник пирографа. С помощью напильника на участке такой трубы формируют регулярный узор, который и будет давать круглый оттиск. Сплюснув такой штамп с одной или с нескольких сторон, можно придать экземпляру иную форму (рис. 5, г ).

Еще одним существенным недостатком такого прибора является то, что через некоторое время он сильно нагревается и его становится неудобно держать в руке.

В целом приборы этого типа не могут дать такого детализированного изображения, как приборы с проволочным пером. Они хороши в основном для широких крупномасштабных произведений, подготовки фона, а также для выполнения простых узоров, не требующих тонких линий и светотени.

Как правило, проволока буквально за доли секунды может раскалиться докрасна. Остывает она тоже довольно живо. Это очень удобно – в отличие от пирографов с твердыми насадками, температуру проволочного пера можно менять почти мгновенно в зависимости от текущей задачи. Проволочные перо на ручке крепятся разными способами.

В ручках другого типа используются сменные насадки: перо, впаянные или впрессованные в специальные оправки. Обычно, чтобы поменять насадку, выкручивают трубчатую крепежную муфту на конце ручки, вынимают пинцетом одну насадку (остывшую можно вытащить и пальцами) и вставляют в гнездо другую, после чего фиксируют ее духовенстой. Проволочное перо из насадки можно выпаять и впаять другое тупым тинолем.

Рис. 6. Пирограф с проволочными перьями: а, б – ручка пирографа; в – клювовидное (писчее) перо; г – плоский ретушер; д – ложкообразный ретушер; е – косое перо; ж – каллиграфическое перо (мелким пунктиром показаны линии сгиба, крупным пунктиром – линии обрезки или обтачивания краев)

Некоторые приборы могут иметь две ручки, которые включаются одновременно. Обычно можно пользоваться только одной ручкой за один сеанс (переключение между ними осуществляется переключателем). Это очень удобно, позволяет вам экономить время и уменьшать износ: вы можете пользоваться этими ручками по очереди, когда хотите поменять перо.

Приборы с проволочными наконечниками имеют и минусы. Главный их недостаток: размер и прочность перьев ограничены калибром проволоки. Кроме того, такие проволочные наконечники легче повреждаются. Зато их легко менять и очень просто сделать самому.

Для изготовления перьев используется нихромовая проволока диаметром от 0,5 до 1,5 мм. Можно спорить о том, что проволока с определенным диаметром чуть лучше подходит для какого-либо вида пирографических работ или для изготовления приспособлений какой-либо формы, но, вообще говоря, чаще всего можно использовать проволоку одного и того же диаметра, лучше всего 0,7–0,8 миллиметра.

Это базовая подковообразная форма пера. Если вы его сдавите с краёв, на вершине подковки получится клюв. Теперь, захватив пассатижами клюв с краёв, сдавите его почти до акцента и осторожно согните верхушку клювика так, чтобы она образовала удобный для работы угол (рис. 6, б ).

Для изготовления ложкообразного ретушера согните раскатанную петлю, как показано на рис. 6, д. чтобы нижняя часть пера стала немного пластичной. Катайте основание с помощью тонкой оболочки и наглянцуйте по желанию.

Чтобы сделать косое перо, заровняете края дверные петли, как показано на рис. 6, е. Обтачаете или обработайте обе стороны плоского края до желаемого угла, чтобы получить острый край.

Подобным образом сделайте каллиграфическое перо: отточите или обработайте ложкообразную заготовку, как показано на рис. 6, ж. Согните под углом и обработайте основание тонкой оболочкой и наглянцуйте по желанию.

Подобным же образом из нихромовой проволоки изготавливают и штампы (печати) с помощью небольших круглогубцев. Тут важна аккуратность: все изгибы стереотипа должны лежать в одной плоскости, чтобы при сжигании он прижимался к дереву всей своей рабочей частью. Образцы проволочных стереотипов и особенности их применения описаны ниже, в главе «Техника выполнения изображения».

Но иногда вы будете замечать, что при работе, особенно на материалах, которые создают много нагара, перо начинает пачкаться довольно часто. Чтобы не выключать постоянно пирограф, вы можете соскабливать бóльшую часть нагара, когда прибор остается подсоединённым. Разумеется, для этого нельзя использовать материалы, которые плавятся под действием высокой температуры.

Перо с твердым наконечником более плотные, и нужно меньше беспокоиться, что повредишь их во время чистки. Края острого острия, девушка для утвари из некорродирующей стали или мелкозерненая шкурка могут эффективно очистить перо даже при подсоединённом приборе.

Когда тепло выключено, вы можете уделить больше внимания чистке. Отлично подойдет девушка для чистки пластиковой утвари. Ею можно чистить писчие перо, ретушеры и перо с твердым наконечником.

Важно, чтобы косое перо всегда было острым. Подобно резачку, оно нуждается в остром крае, поэтому время от времени ПРИМЕНЯЙТЕ тонкий точильный камень, чтобы восстановить его остроту. Однако слишком частая заточка вашего косого пера камнем может сократить срок его службы. Чтобы избежать этого, заточайте край, используя кожаный ремень, смазанный пастой ГОИ или другим мелкозерненым шлифующим веществом. Положите перо набок поверх кожи под нужным углом, поставьте палец на высокую сторону, чтобы придерживать его, и осторожно проводите перо вдоль ремня.

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *