Домашний бизнес изготовление пуговиц

Это только кажется, что пуговица весьма проста в изготовлении. На самом деле, как уверяют пуговичники, это чрезвычайно трудоемкая процедура, не идущая ни в какое сравнение с производством из того же пластика шариковых ручек или, допустим, линеек. Особенно если под пуговицей подразумевать не простую косточку, а нечто замысловатое, с жалобой на изящество.

«Вот возьмите, к примеру, этот образец. — Директор фабрики «Русская пуговица» Александр Бородин прокладывает мне черную, испестрённую нарезкой пуговицу. — Обратите внимание, сколько тут линий и какой в результате сложный получается рисунок! Задумайтесь теперь, какова должна быть пресс-форма, чтобы получилось такое большее изделие! А как надо умело окрасить пуговицу, чтобы она равномерно поблескивала на свету! Это целая наука — сделать красивую пуговицу. Освоить сию премудрость не так просто».

Стоит ли удивляться, что сегодня в России производством необходимых и, как выясняется, крайне капризных изделий занимаются не больше десяти предприятий. Все эти фабрики можно смело классифицировать как малый бизнес: общее число работающих на них не превышает 60—70 человек.

Собственно, и в Советском Союзе пуговичные фабрики можно было пересчитать по перстам: в Столице и области, Петербурге, Перми, еще в нескольких городах. Кто-то из них продолжает работать и по сей день, кто-то уже сошел с дистанции. Появились в мятежливые 90-е и совершенно новые компании.

К примеру, уже перечисленная «Русская пуговица» была создана после августа 1998 года. Как рассказывает Александр Бородин, до этого он с успехом занимался поставкой пуговиц из Современной италии, но после кризиса импорт стал невыгодным, вот и появилась идея открыть свое производство в России. Объединились с одной фирмой и открыли собственную фабрику в Зеленограде — в Столице слишком дорого обошлась бы аренда, да и нужное помещение найти в столице крайне сложно. «В результате сегодня мы — единственная в России компания, которая производит пуговицы по италийской технологии», — с гордостью заявляет Александр Бородин.

Китайская и турецкая продукция еще и потому так дешева, что завозится в Российскую федерацию контрабандой, подсказывают российские пуговичники. Поставщики с этим утверждением категорически не согласны. «Все большие фирмы завозят товар абсолютно законно. Просто пуговицы — не то, ради чего стоит нарушать закон. Может, кто-то, работающий по мелочи, и использует карго-перевозки, но тому есть ряд объективных причин. Официально растаможить 30 кг пуговиц выйдет намного дороже, чем заплатить за карго даже с риском эти самые пуговицы потерять», — объясняет Борис Кац.

«В принципе пуговицы — достаточно прибыльный бизнес, прямые расходы на само производство тут не такие большие. Но с каждым возрастом прибыль уменьшается. Дело в том, что постоянно меняются налоги, дорожает электроэнергия, аренда и т.п. А цены поднимать не можем, мы тогда сразу утратим свои позиции. Клиенты моментально перепрыгнут на дешевую странную пуговицу», — продолжает Андрей Комариков.

И, конечно, надо понимать, что организация пуговичного производства требует крупных первоначальных инвестиций. На «Ронталере» затраты на оборудование оценивают как минимум в 30 000 долларов; президент «Гаммы» Борис Кац полагает, что для открытия серьезного производства потребуются десятки миллионов долларов, и не факт, что оно будет в России эффективно работать.

Самой же серьезной проблемой пуговичники называют отсутствие четко прописанных технологий и острейший дефицит грамотных специалистов. «У нас на фабрике с тех еще времен остался один сотрудник. Мы его специально пригласили, чтобы он помог нам восстановить технологию. Но ведь производство не стоит на месте, надо развиваться дальше», — говорит Андрей Комариков.

Александр Бородин считает, ему крупно повезло. «Я, когда только открывал фабрику, конечно, не знал никаких тонкостей пуговичного производства. Помню, владелец ведущей италийской фабрики только за единовременную консультацию потребовал миллион долларов. Естественно, таких денег у меня не было. Но потом я как-то разговорился с хозяином другого семейного заводика из Бергамо, тоже одного из общепризнанных лидеров отрасли. И как-то само собой у нас сложились дружеские отношения, этот человек мне совершенно бесплатно рассказал, какой должна быть структура предприятия, его принцип работы, раскрыл другие секреты». В результате за два года удалось овладеть методикой, итальянские дизайнеры потом долго удивлялись приобретениям россиян.

Впрочем, произвести качественную пуговицу — всего лишь полдела, ее надо еще реализовать. Как уже было сказано, швейники пока с подозрением относятся к отечественной продукции. «Конечно, приходится доказывать, что и мы не лыком шиты, умеем работать. Неслучайно у нас есть в Столице свой выставочный зал, где представлены все наши виды, расцветки», — говорит Андрей Комариков.

Правда, как отмечает Борис Кац, сегодня наиболее благоприятно портновское производство чувствует себя в регионах. В Столице слишком дорога недвижимость, чтобы предприятия могли спокойно развиваться. Наоборот, в столице они, как правило, закрываются — это объективный процесс, который будет происходить и в дальнейшем.

И все-же насколько будет благоприятным к новичку пуговчатый бизнес? Стоит ли в него вкладывать средства? Увы, никто не берет на себя смелость ответить на эти вопросы.

«Мы создали свое предприятие на базе уже существовавшего, поэтому нам, разумеется, было намного легче. И то пришлось серьезно заняться обновлением. А вот строить все полностью с нулевой отметки… Тут потребуется вложить очень крупную сумму, а возвратится она небыстро», — резюмирует Андрей Комариков.

Более категорично настроен Борис Кац: «Качество портновской деталей напрямую зависит от смежных отраслей, на которые пуговичники повлиять не могут. Развитие этого бизнеса обусловлено множеством макроэкономических факторов, которые трудно поддаются анализу. Возможно, в будущем выпуск именно пуговиц станет чрезвычайно выгодным, но сейчас лучше вкладывать деньги во что-то другое. Например, хотя бы в создание портновского производства. Есть возможности конкурировать здесь по ценам с забугорной продукцией, к тому же этот бизнес легко начать с нулевой отметки. Тут есть точный план, как действовать».

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *